10 лет назад 6 августа 2014 в 14:01 149855

Кал. Моча. Рвота. Кровь. Кишки. Грязь. Секс. Смерть. Глупость. Дикость. Толкотня. И 2 часа 30 минут хронометража детальной съёмки «в упор». Это российское кино, это артхаус, это современное искусство 21+. И мне, по большому счёту, понятно почему это производится, и чем это является.

Но я сразу могу сказать, чем это не является. Это не Стругацкие, это не отличная фантастически-фентезийная повесть «Трудно быть богом». По крайней мере, уж точно не та, что большинство людей читали, и неважно как именно они её читали. Как и не важно то, что вы думали, представляли, фантазировали и к чему пришли. И это произведение вряд ли отражает то, что думали, представляли, фантазировали и к чему вели авторы книги. Это «альтернативное прочтение» настолько, насколько его можно представить, и я к таким вещам лично заранее настраиваюсь весьма скептически. Вот только я заранее не знал что же именно меня ждёт.

Задача режиссёра – шокировать, привести в исступление, наладить подкожный контакт со зрителем, забраться в его сознание и вылить на него побольше дерьма, показывая его [дерьмо] as is (в своём понимании). И я понимаю почему, но, ей богу, не пойму зачем это делается. Что мне хотят сказать, что утопление неугодных поэтов в полный рост в яме говна и мочи – это в человеческой природе? Что вагинальное расчленение женщин и девочек – это наша история? Что такие вещи как жесточайшая «резня в Арканаре» всех «умников» во имя религии и веры, под эгидой борьбы с ересью могут повториться? Что ж, я это и так знаю (или режиссёр держит меня, зрителя, за полного идиота?), но! для меня не становится искусством гиперболизация человеческой мясорубки и пороков разума. Однозначно – для меня это является знаменательнейшим декадансом, излишним поиском новых граней завтрашнего дна. Которое и так в России (и большей части мира) известно не из романов и не понаслышке – каждому.

Со мной можно спорить, и я даже не буду возражать, но убедить меня в том, что такое искусство важно и необходимо – вряд ли получится. Я за плюрализм мнений, за свободу мыслей и самовыражения. И моя собственная свобода даёт мне право не просто критиковать такое кино, но и уверено заявлять своё категорическое несогласие с подобным «видением». И вряд ли моя обеспокоенность вызвана тем, что я не понял Суть.

«Трудно быть богом» Алексея Юрьевича Германа – это отвратительное, мерзкое кино, оно объективно такое, оно специально такое, его создавали таким многие годы, через многие десятки репетиций и дублей, вылизывая каждый аспект, каждую деталь в стремлении донести чувство мерзости и отвращения до зрителя. И для того, кому хоть сколько-нибудь дороги чувства от одноимённого романа Стругацких, а психика хоть слегка податлива и впечатлительна – придётся немало сожалеть о просмотре данной картины. А без знакомства с первоисточником перед экраном и вовсе делать нечего: рваная постановка, изменённый сценарий и совершенно иная подача просто не дадут понять категорически ничего.

Не просто не стал бы советовать к просмотру, а всячески бы отговаривал; лично я решительно отрекаюсь от такого кинематографа.
P.S. RIP Алексей Юрьевич, покойтесь с миром и не тревожьтесь, вам удалось невозможное – переплюнуть «Зелёный слоник», «Человеческая многоножка» и «Живые мертвецы» вместе взятые.

P.P.S. Я не сдержался от истеричного, удушающего хохота в последнем титре. Профинансировавшие картину Михаил Дмитриевич Прохоров, Кудрин Алексей Леонидович (минфин РФ), привет!

Один комментарий. Можете что-то добавить?

Все правильно сказали, кроме глубокого отвращения и мерзости ничего от просмотра этого фильма не осталось. И еще совершенное, доведенное до абсурда человеконенавистничество и ничего кроме. Действительно, «лютое кино», как сказал Умберто Эко…